Salvia divinorum

 

Salvia divinorum




Salvia divinorum Epling & Jativa-M (Шалфей Предсказателей) – Pipiltzintzintli, herb-of-the-virgin, hierba de Maria, Maria Pastora, т.е трава девы Марии, пастушка Мария.

Это, пожалуй, самый уникальный энтеоген нашего времени. Точно так же, как в своё время изумил своими фантастическими свойствами весь учёный мир полусинтетический LSD-25, так сейчас изумило мир это растение. Будучи издревле известным своими психоделическими свойствами и имеющее многовековое хождение у мексиканских мацатецких индейцев, западному миру о нём стало известно совсем недавно: впервые растение описал шведский антрополог Дж.Б.Джонсон в 1939г., а первый образец растения был получен известным этноботаником Г. Уэссоном в 1962г. В июле 1962г. Уэссон, испытал на себе действие листьев Сальвии дивинорум. Индейский шаман-курандеро угостил его выжатым соком 34 листьев священного растения. По утверждению ученого, действие сока напоминало эффект псилоцибина, но действие было короче и слабее. В этом же году, другой известный ученый, А. Хоффман, который путешествовал вместе с Уэссоном по Мексике, потерпел неудачу, пытаясь выделить из листьев активный компонент. Спиртовой экстракт Сальвии, который он привёз с собой в Швейцарию, утратил за время путешествия свою магическую силу. И лишь в 1982г. А.Ортега удалось выделить сальвинорин А, а в июне 1993г. D. Siebert при курении листьев Salvia divinorum испытал на себе его поразительно мощное галлюциногенное действие. А в 1962-ом году ботаники Карл Эплинг и Карлос Де Хатива дали описание одному из образцов растения, предоставленым им этноботаником и этномикологом Г.Уэссоном ихимиком А.Хоффманом. Так растение получило видовое название «divinorum» - «предсказателей», «провидцев», благодаря сведениям об основном использовании листьев Сальвии для предсказания будущего, ясновидения и т.п. Благодаря трансу, который вызывал еапиток Сальвии, опытные индейские шаманы могли с точностью до ста процентов предсказать события как настоящие, так и будущие, предвидеть судьбы людей, определять причины различных болезней. Кроме того, Сальвия находит и другие медицинские применения. Так, в частности, упоминается её высокая активность при лечении ЖКТ: Сальвия нормализует деятельность кишечника: при запорах она оказывает слабительное действие, а при поносах оказывает противопоносное действие. Сальвия вообще часто применяется для лечения болезней ЖКТ, у индейцев, например, существует такое полумагическое заболевание, которое они называют «panzon de barrego (sic)», или «распухший живот», которая предположительно вызывается проклятием злого брухо(колдуна). Внутренности жертвы распухают из-за «камня», установленного внутри неё. При помощи Сальвии дивинорум этот «камень» успешно устраняется и живот уменьшается до нормальных размеров. Также существует одно современное сообщение, опубликованое по этой ссылке: http://www.erowid.org/references/refs_view.php?ID=1316 , где говорится о женщине, которая вопреки предупреждению врача, принимала листья Сальвии дивинорум и таким образом избавилась от мучавшего её недуга. Есть также сведения об успешном излечении при помощи этого удивительного растения анемии и некоторых других болезней.
Если фигура А.Хоффмана достаточно известна, благодаря его активному исследованию амидов лизергиновой кистоты, ваделения её из «рожек» Спорыньи и получению LSD-25, то Г.Уэссон, а точнее супруги Уэссон – Гордон и Валентина Уэссон, то мы считаем нужным лишний раз упомянуть всемирноизвестные имена этих легендарных этноботаников и этномикологов.
Гордон Уэссон вместесо своей женой Валентиной, известный всему этномикологическому миру своими неустанными исследовании в области энтеогенных растений и снадобий, а особенно – грибов. Помимо множества работ, Гордон Уэссон прославился на весь мир тем, что рьяно пытался отыскать растение, которое могло бы быть кандидатом на древневедическую Сому - божественный напиток вечного наслаждения, упоминаемый в «Риг-Веде», и секрет которого до сих пор остаётся нераскрытым. Под Сомой понимают не только напиток, вызывающий экстаз, но и божество экстаза, и одновременно состояние экстаза. «Мы выпили сому, мы стали бессмертны, мы достигли света, мы нашли богов» – поется в одном из гимнов «Риг-Веды». Среди кандидатов на растения Сома можно было встретить практически все сильнодействующие наркотические и/или галлюциногенные растения – Конопля индийская, упоминаемая в «Ахтарведе» под названием «бханг», что близко к современному языку, где словами «бханг» и «банг» обозначают действие наркотических средств; Эфедра хвощевая, отвар которой потребляется и по сей день современными парсами; «Сирийская Рута», или Гармала обыкновенная, о которой известно, что она употреблялась древними греками в качестве психоделического средства; упоминаются даже ядовитые представители паслёновых, в частности Белена( Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский), а Д.Н. Овсянико-Куликовский утверждает, что в Индии напиток «Сома-Раса» приготовлялся в прошлом из растения семейства Asclepiadae. Ни одна из этих гипотез не получила поддержки. Однако Гордон Уэссон продолжал поиски. В одном ведическом гимне, посвященном Соме, описывается растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «голову» (шапку), красную при солнечном свете и серебристую ночью, т.е. напоминающее по виду Мухомор красный. Видимо, этот стих в частности, и повлиял на неожиданный поворот в исследовании Сомы. Гордон и Валентина Уэссоны обнаружили множество примеров существования грибных культов в Америке и в древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы мира на микофилов и микофобов. В своем совместном труде супруги выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитая Ведическая Сома, готовилась на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из Мухоморов красных (Amanita muscaria) [Wosson, Wosson, 1957]. Наиболее полно последняя идея развернута Г.Уэссоном в своей книге «Сома: божественный гриб бессмертия», где даже указал возможное время и место происхождения традиции приготовления этого напитка — Сибирь рубежа III — II тыс. до н.э., связав его появление в Индии с переселением ариев [Wosson, 1968]. Гипотеза Р. Г. Уоссона вызвала широкий резонанс. На нее откликнулись ведущие исследователи мифологии [Levi-Strauss, 1970; Елизаренкова, Топоров, 1970]. Критикуя отдельные спорные положения, гипотезу в целом приняли, нимало не усомнившись в том, что мухомор чрезвычайно активно используется в шаманской практике народов Сибири. Т. Я. Елизаренкова и В. Н. Топоров даже развили эту мысль, связав представления о мухоморах с семантикой шаманского (мирового) дерева, незамеченные Г.Уоссоном варианты подтверждения связи мухомора и Сомы [Елизаренкова, Топоров, 1970].
Столкнувшись с Сальвией дивинорум, Г.Уэссон, открывший, кстати, западному миру и псилоцибин, выдвинул гипотезу, что именно Сальвия дивинорум является священым растением ацтеков - Pipiltzintzintli. (в то время, как другие ученые считали, что Pipiltzintzintli индейцы называли Cannabis sativa L. Именно благодаря Г.Уэссону это удивительное растение и до сих пор официально считается священным растением индейцев, известное как Pipiltzintzintli).


Создан 06 окт 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником